Вообще-то, если начистоту, то хорошей музыке не требуется качать, сминать слушателя сочными басами или завораживающими сэмплами. Хорошей музыке не нужны формы Минаж, флоу какого-нибудь там Дрейка и «правда улиц» от маргинальным элементов. Все это – только налет, верхний слой. Хорошая музыка залегает глубже – и ее не услышишь, если не прислушаешься, если не заставишь себя прислушаться. А когда ты прислушаешься, то поймешь, что такое богатая, атмосферная аранжировка – и каким нелепым смотрится на фоне сложной музыки самый модный бит.
Трудно писать о неоспоримо талантливых группах. The Retuses – в их числе. Здесь, на минуточку, нужно по-настоящему разбираться хотя бы в музыке. Нужно слышать каждый инструмент, нужно вслушиваться в серьезные ритмы, от которых мы все отвыкли – зачем они нам, когда есть kick-hat-snare-clap. И конечно, в данном случае, я выбираю путь восторженного слушателя, а не острого на ухо и на глаз критика – просто потому, что это музыка высочайшего уровня, требующая соответствующего подхода.
До The Retuses, бесспорно, нужно дорасти. Нужно научиться медленно, вдумчиво слушать, уметь чувствовать атмосферу, а не примитивную эмоцию. Да, уметь чувствовать и слышать – пожалуй, без этих двух качеств будет сложно воспринимать тончайший узор музыки The Retuses.
Этот коллектив занимает замечательную позицию, равноудаленную от каких-либо перекрестных связей с популярными жанрами на российской сцене. Русский рок? Слишком тонко и эфемерно для него. Русский фолк? Тоже нет, Михаил Родионов не выпячивает свою аутентичность. Эта группа вполне самобытна, что только делает еще ее более интересной в эпоху тегов и субжанров.
В общем, слушать такие коллективы – чистое музыкальное удовольствие. В эти моменты жалеешь, что не понимаешь музыку во всей ее полноте, что этот мир для тебя так и останется загадочным. Как у них получается делать все это? Не знаю – и никогда не узнаю. Но магия музыки The Retuses от этого ничего не потеряет.